ПРОГРАММА (для печати) (73,0 KБ)

ПРОГРАММА
IV МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
«ЧТЕНИЕ И ГРАМОТНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ И КУЛЬТУРЕ: НОВЫЕ ИМЕНА В НОВОМ ВЕКЕ (ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ В ОБЛАСТИ ЧТЕНИЯ И ГРАМОТНОСТИ)»

27 марта 2015 года, пятница


(Место проведения конференции: Российская государственная детская библиотека,
Калужская пл., д.1, ст. м. Октябрьская)

09.00–10.00
Регистрация участников

10.00–10.40
Открытие конференции
(Актовый зал)
Приветствия участникам Конференции
Н.Н. Сметанникова, Президент Русской ассоциации чтения
М.А. Веденяпина, директор Российской государственной детской библиотеки
А.Н. Воропаев, начальник отдела книжных выставок и пропаганды чтения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Н.И. Михайлова, член Правления Российского книжного союза, Генеральный директор ГУП г. Москвы «Объединенный центр "Московский дом книги"»
О.И. Кукушкина, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики Российской академии образования
Т.С. Маркарова, общественный деятель

«Мы помним!». 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается

10.40–12.40
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Презентации работ, представленных на конкурс
«Исследования молодых учёных в области чтения и грамотности»

(Актовый зал)
Ведущая – Н.Н. Сметанникова
Доклады:
Е.А. Колосова
Состояние и тенденции чтения детей и подростков в России
М.Е. Аникина
К вопросу о чтении в студенческой среде
М.Н. Ананьева
Исследование профессионального чтения специалистов в сфере политической науки
Д.М. Хафизов
Использование сетевых технологий как инструмента стимулирования читательской деятельности в условиях вузовской библиотеки (на примере Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета)
И.И. Чиркова
Типология учебных задач при обучении студентов-политологов профессионально ориентированному чтению (на материале дисциплины «Иностранный язык»)
Е.С. Шибанова
Работа с малыми жанрами современной литературы для подростков как приём формирования читательской компетентности школьников


Заочное участие в конкурсе
«Исследования молодых ученых в области чтения и грамотности»
Л.М. Лазарева
Роль диалога в формировании эмоционально-ценностных ориентаций учащихся при работе с художественным произведением
Е.А. Котова
Трансформация образа Жанны Д’Арк в российском искусстве XX века (на материале литературы, театра и кино)

12.40–13.00
Перерыв

13.00–14.30
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Отечественная и зарубежная литература. Перевод. Чтение. Продвижение»


Ведущая – Н.Н. Сметанникова


Докладчики:
Ливергант Александр Яковлевич, главный редактор журнала «Иностранная литература», переводчик с английского, прозаик, составитель антологий и сборников, автор биографий Р. Киплинга и С. Моэма, председатель правления Союза «Мастера литературного перевода», доцент РГГУ, член Попечительского совета ВГБИЛ, учредитель Института перевода

Литвинец Нина Сергеевна, литературовед, переводчик с немецкого (Патрик Зюскинд «Контрабас» и др.), прозаик, Заслуженный работник культуры РФ, программный директор Института перевода


Недашковская Татьяна Анатольевна, библиограф Группы международного
библиотековедения в структуре Международного культурного центра ВГБИЛ, ведущий российский специалист в области библиотечного дела и библиотековедения Франции, один из переводчиков библиотечного бестселлера «История чтения в западном мире от Античности до наших дней» (М., 2008.)

Дискуссия, открытый микрофон.

14.30–15.30
Перерыв. Обед
Экскурсия по Российской государственной детской библиотеке (для желающих)

15.30-18.00
СЕКЦИОННЫЕ ЗАСЕДАНИЯ
Институт I. Теория и практика чтения и информационной грамотности
(Актовый зал)

Ведущие: В.А. Ермоленко, Ю.П. Мелентьева

Доклады:
1. Ю.П. Мелентьева. Чтение как предмет изучения педагогики
2. В.А. Ермоленко. Научное обеспечение формирования и развития функциональной грамотности обучающегося
3. Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина. Компьютерные инструменты предупреждения бездумного чтения
4. А.М. Антипова. О развитии читательской компетентности будущих педагогов в процессе их профессиональной подготовки
5. И.Б. Тюгаева. Использование iPad на уроках как способ повышения мотивации учащихся и продуктивности их деятельности в работе с текстами, как пример чтения с экрана
6. Е.И. Целикова. «Над страницами властительных, песенных книг»
7. Н.И.Захарова. Уроки доброты и нравственности. «Культурное наследие Д.С. Лихачёва»
8. Е.А. Белик. Развитие функциональной грамотности учащихся начальных классов через урочную и внеурочную деятельность
Дискуссия, открытый микрофон.

Институт II. Чтение и здоровье. Чтение в учебной деятельности
(Аудитория 313)


Ведущие: Н.Л. Карпова, Е.С. Романичева


Доклады:
1. Н.Л. Карпова. Роль чтения в создании «обогащённой среды» (на примере социореабилитации логоневроза)
2. Е.С. Романичева. «Войны метафор, столкновения образов», или учебный курс для педагогов, выстроенный «вокруг» книги
3. А.Ю. Кругликова. Особенности чтения современных студентов
4. Л.С. Сильченкова, Т.С. Пиче-оол. Условия и возможности формирования творческого читателя в младшем школьном возрасте
5. Л.И. Коновалова. Развитие ученика-читателя в школе
6. Н.М Курикалова. О школьной реформе Дании: первые впечатления. Из опыта зарубежных коллег
7. Н.Н. Алексеенко. Организация внеурочной деятельности в аспекте системно-деятельностного подхода
8. И.А. Билль. Гуманитарный центр как средство развития культурных компетенций гимназистов
9. О.А. Коняшкина. Чтение и грамотность в системе образования Школы «Альтернатива»
Дискуссия, открытый микрофон.

Институт III. Продвижение чтения в Год литературы
(Аудитория 216)


Ведущие: М.В. Белоколенко, И.А. Мазаева


Доклады:
1. А.Н. Воропаев. Год литературы в России: от плана к действию
2. М.В. Белоколенко. К вопросу востребованности публичных библиотек
3. Н.Е. Кутейникова. Сочетание традиционных и инновационных приемов формирования круга чтения современны подростков
4. В.П. Чудинова. Библиотеки – организации, необходимые читателям в век Интернета
5. В.М. Суворова. «Не всякий, кто читает, в чтении силу знает»
6. И.А. Мазаева. Деятельностный подход в исследовании содержания профессионального чтения
7. Е.О. Галицких. Читательский семинар «Как подружиться с журналом?»
8. И.С. Давыдова. Развитие читательского интереса школьников во внеурочной деятельности: из опыта работы ГБОУ «Школа № 199» г. Москвы
9. С.А. Гатилова. Реализация проекта «Писатели Урала в кругу читателей»
Дискуссия, открытый микрофон.

Институт IV. Учиться читать и учиться, читая
(Аудитория 311)


Ведущие: Н.А. Борисенко, С.В. Ушакова


Доклады:
1. Н.А. Борисенко. Типология учебных текстов: психолого-дидактический аспект
2. Т.Г. Галактионова. «Читать по-русски». Социальная практика взаимодействия современных подростков в контексте отечественной литературы
3. Е.Н.Овчинникова. Реализация европейского проекта «BaCuLit» в России
4. Н.О. Хидирова. Чтение учебника как поликодового текста
5. И.В. Груздева, С.В. Сурдуковская. Фестиваль как читателенаправляющая практика в гимназии
6. Н.В. Стругова Формирование читательской компетентности посредством реализации проекта «Успешное чтение»
7. Н.Н. Сметанникова Особенности программы и методики обучения чтению на иностранном (английском) языке с учётом возрастных и гендерных особенностей обучающихся читателей
8. С.В. Ушакова Обучение написанию рассказа на английском языке в старших классах общеобразовательной школы
9. Е.В. Сулимова. Раздвигая горизонты (Из опыта работы МБОУ «СОШ № 108» г. Трёхгорного Челябинской области) 

Дискуссия, открытый микрофон.

18.00–18.30
Перерыв

18.30–19.00
Объявление результатов конкурса
«Исследования молодых учёных в области чтения и грамотности»

19.00–20.00
Фуршет

28 марта 2015 года, суббота
(ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 1935,
ул. Авиаконструктора Миля, д.18, стр.1 )

«Школа ХХI века – “Школа, где процветает грамотность”
(достижения, проблемы, перспективы)»

09.30–10.00
Регистрация участников

10.00–10.10
Приветствие
М.Г. Бурыгина, директор ГБОУ СОШ № 1935 г. Москва

ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Программа «"Школа, где процветает грамотность" как форма реализации
системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГООС»


Ведущие: Н.М. Курикалова, Е.Л. Рудик 


10.10–11.30
1. Е.Л. Рудик Развитие функциональной грамотности всех участников образовательного процесса в аспекте системно-деятельностного подхода (ЧОУ СОШ «Личность», Новороссийск)
2. Л.А. Доброхотова Развитие функциональной грамотности учащихся в урочной и внеурочной деятельности учителя информатики (ЧОУ СОШ «Личность», Новороссийск)
3. С.А. Сторожева Развитие исследовательских компетентностей учащихся через работу с художественным текстом учителем естественно-научного цикла (ЧОУ СОШ «Личность», Новороссийск)
11.30–12.00
Обсуждение:
1. Е.А. Вострикова Любить читать легко. Легко ли научить любить читать? (ГБОУ СОШ № 1935, Москва)

2. Т.Б.Тупикова, Тупиков С.Ю. Текстовая деятельность на уроке информатики. (ГБОУ СОШ № 1935, Москва)
Открытый микрофон.

12.00–12.30 - Перерыв

Секция 1.
Текстовая деятельность во внеурочной деятельности (гуманитарный аспект)


Ведущие: Е.В. Гуменная, Т.А. Булавина, Р.Н. Панкратова


12.30–13.15
Т.А. Булавина Мастер-класс «Музей проживания одного произведения» (МБОУ «СШ № 25», Свободный)
13.25–14.10
Н.И. Захарова Мастер-класс «Культурное наследие Д.С.Лихачева: читаем вместе на классном часе» (МБОУ «СШ № 25», Свободный)
14.10–14.40
Обсуждение:
1. Е.В. Крючек Литературное развитие младших школьников и формирование читательских позиций (Из опыта использования УМК «Мы – читатели» Т.С. Троицкой, О.Е. Петуховой) (ГБОУ СОШ № 1935, Москва)
Открытый микрофон

Секция 2.
Текстовая деятельность в урочной и внеурочной деятельности (обучение иностранным языкам)


Ведущие: В.П. Соколова, С.В.Ушакова


12.30–13.15
1. С.В. Ушакова Мастер-класс «Обучение написанию эссе на английском языке» (Гимназия № 1531 «Лингвистическая», Москва)
13.25–14.10
1. М.Д. Сибирева Роль чтения при обучении написанию эссе на английском языке (Первая Московская гимназия, Москва)
2. Е.А. Лукьянович Конкурс «Bookworm» как средство диагностики и продвижения чтения (ЧОУ СОШ «Альтернатива», Краснодар)
3. Н.Е. Гавря Читательские конференции на английском языке как средство развития читательской грамотности и компетентности. (Гимназия №1531 «Лингвистическая», Москва)
14.10–14.40
Обсуждение:
1. Е.А. Белюшина Внеклассное чтение на английском языке как втором иностранном как средство приобщения учащихся к чтению (ГБОУ СОШ № 1935, Москва)
Открытый микрофон.

14.40–15.00
Перерыв

15.00–15.30
Подведение итогов