Межрегиональная общественная организация

Русская ассоциация чтения

ФГБУК «Российская государственная детская библиотека»

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Научный совет по проблемам чтения РАО, ФГБУ науки НИЦ «Наука» РАН

ПРОГРАММА

Пятой Международной научно-практической конференции

«Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы»

Москва, 6-8 апреля 2017 года

 

 

6 апреля, четверг

Здание Российской государственной детской библиотеки (Калужская пл., д.1)

13.30-14.45

Встреча членов Русской ассоциации чтения и участников конференции, регистрация, организационные вопросы

Знакомство с научно-методической и художественной литературой

14.00-15.00

Экскурсия по Российской государственной детской библиотеке

15.00-16.00

Параллельные мероприятия

 

Мастер-класс 1. Аудитория 314

Учим видеть: приёмы развития читательского воображения при работе с текстом

Ведущий – кандидат филологических наук Н.А. Борисенко, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Психологический институт РАО»

Мастер-класс 2. Концертный зал

Мастерская жизнетворчества ²Что я люблю и не люблю²

Ведущий – доктор педагогических наук Е.О. Галицких, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы и методики обучения ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», профессор

Мастер-класс 3. Аудитория 411

²Образ текста²: от слова к повествованию: приёмы речетворчества

Ведущий – кандидат педагогических наук Е.С. Романичева, главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент, Заслуженный учитель РФ

Круглый стол. Аудитория 216

«Актуальные направления поддержки детского чтения в библиотеках»

Ведущий – кандидат педагогических наук М.В. Белоколенко

Доклады (с переводом):

KolmanFinžgarB. Create a new story – motivation for reading and creativity (Создание новой истории: мотивация к чтению и творчеству)

Jalen A. We Can! Overcoming barriers to help the disabled – raising children’s awareness of the needs of the blind and visually impaired (Мы можем! Преодоление барьеров и помощь инвалидам: повышение осведомлённости детей о потребностях слепых и слабовидящих)

Дискуссия

16.00-16.30

Перерыв, кофе, чай

16.30-20.00

Концертный зал

Пленарное заседание

16.30-17.20

Открытие конференции

Приветствия почётных гостей

17.30-19.30

Доклады:

Сметанникова Н.Н.

Чтение и грамотность в контексте работы Русской ассоциации чтения

Бородина В.А.

Итоги и перспективы взаимодействия читателеведческих сообществ

КиилиК.(Kiili Carita Päivi Susanna)

Online Reading: Challenges and Opportunities

19.30-20.00

Свободный микрофон, обмен мнениями

7 апреля, пятница

Здание Российской государственной детской библиотеки (Калужская пл., д.1)

14.00-15.00

Регистрация, организационные вопросы

Знакомство с научно-методической и художественной литературой

Экскурсия по Российской государственной детской библиотеке

15.00-17.00

Параллельные секционные заседания

Секция 1. Концертный зал

Философия, психология, социология чтения с листа и с экрана

на родном и иностранном языках

Ведущие:

доктор педагогических наук Ю.П. Мелентьева,

кандидат педагогических наук И.А. Мазаева

Порядок выступлений:

Мелентьева Ю.П. Чтение как фактор преобразования мира

Колосова Е.А., Попова Е.С., Хафизов Д.М. Диалог поколений: чтение, общение и социальное поведение

Андреева Ю.Ф. Психология чтения священных текстов

Кулибина Н.В. Человек читающий: опыт описания и формирования компетенции

Кутейникова Н.Е. Проектная работа по филологии на основе прочитанной современной детско-подростковой и юношеской литературы

Лукьянович Е.А. Стратегии непрямых действий: к вопросу проектирования программ, связанных с формирование читательской компетентности

Мазаева И.А. Коммуникативные задачи и текстовые фреймы в обучении профессиональному чтению

Белик Е.А. Чтение с листа и чтение с экрана в модели смешанного обучения

Сметанникова Н.Н. Обучение и продвижение чтения в среде мужчин

Павликова С.К. Чтение и перевод: что нужно знать о чтении преподавателю перевода?

Ушакова С.В. Развитие письменной речи на иностранном языке у учащихся старших классов общеобразовательной школы (на примере английского языка)

Стефановская Н.А. Чтение с листа и с экрана: предпочтения сельских жителей

Чудинова В.П. Приобщение детей к чтению: интернет-проекты и рекомендательные сервисы разных стран

Секция 2. Аудитория 411

Чтение в образовании: новые форматы, смешанное обучение

Ведущие:

кандидат педагогических наук Е.С. Романичева, Е.Н. Овчинникова

Порядок выступлений:

Ермоленко В.А. Изменчивость функционального знания как фактор повышения мотивации обучающихся к чтению специальной литературы

Гушул Ю.В. Новые форматы чтения и осмысления текста в образовании: опыт новых форм работы

Романичева Е.С. Тексты «новой природы» в чтении современных школьников: образовательный контекст

Борисенко Н.А. Роль воссоздающего читательского воображения в запоминании и понимании текста

Овчинникова Е.Н. Смешанное обучение: преимущества, педагогические основы, перспективы

Добротина И.Н. Формирование умений информационной переработки текста на уроках русского языка как компонента функциональной грамотности

Никулина Н.А. Литературный курс как инструмент гуманизации и гуманитаризации образования в техническом вузе

Билль И.А. Приобщение к чтению в рамках изучения региональной истории

Галицких Е.О. Кино как ресурс продвижения чтения

Чеснокова Т.А. Художественный текст в преподавании шведского языка

Давыдова И.С. Хранители книг: новый формат рассказа о читательском опыте

Сторожева С.А. Формирование познавательного интереса на уроках физики через использование художественных текстов

Александрова А.М. Современные книги об эпохе «Большого террора» на внеклассном чтении в 5–11 классах

Иващенко А.В. Раскрытие таланта читателя в рамках внеурочной деятельности

Паскал Н.О. Шесть шляп мышления как эффективный приём развития читательской грамотности учащихся на уроках литературного чтения и уроках по развитию речи

Секция 3. Аудитория 216

Поддержка и развитие чтения на основе социального партнёрства в сфере образования, культуры, книгоиздания и книгораспространения, коммуникации и др.

Ведущие:

кандидат педагогических наук М.В. Белоколенко,

кандидат педагогических наук О.П. Мезенцева

Порядок выступлений:

Белоколенко М.В. Рейтинг приоритетов с примерами апробированных практик распространения чтения и грамотности в странах мира

Аскарова В.Я. К разработке Национальной программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. Программа поддержки и развития чтения в Челябинской области: основные позиции

Данильчук Н.А. Школьник-студент: технология создания читательской среды

Рудик Е.Л. Включение учителей-предметников в читательскую деятельность через организацию межпредметного исследования на основе художественных текстов

Гуренкова М.Н. Организация работы над общешкольным проектом «Книга года»

Коняшкина О.А. Жанровый фестиваль: мотивация к чтению и развитие компетенций

Добрягина Е.Д. Конкурс «Bookworm» как средство популяризации чтения

Рылина И.С. Семейное чтение в библиотеке: опыт и  перспективы

Хафизов Д.М. Игровые технологии и практики в вузовской библиотеке

Сурдуковская С.В. Рекламный календарь как ресурс приобщения подростков к чтению

Švamberk Šauerová M. Projects supporting the formation of child’s positive attitudes to reading from an early age (заочно)

Секция 4. Аудитория 314

Цифровая грамотность, информационная безопасность, чтение в Интернете

Ведущие:

кандидат филологических наук А.Н. Воропаев

кандидат технических наук С.М. Бородин

Порядок выступлений:

Воропаев А.Н. Книга и электронные медиа в корзине медиапотребления российских граждан

Селютина Е.А. Портрет читателя современной литературы с точки зрения создателей сетевых медиа: языковой аспект

Качева Е.В. Сетевой проект как инструмент развития читательских компетенций школьников

Доброхотова Л.А. Работа с текстом на уроках информатики на основе интеграции стратегиального подхода и использования возможностей

Тюгаева И.Б. Творческий подход в обучении младших школьников созданию сплошных и несплошных текстов при формировании навыков функционального чтения с использованием мобильных устройств на примере iPad(а)

Селезнёва Е.В. Кейс смешанного обучения: блог учителя начальных классов как среда по развитию читательской грамотности

Маламахова П.А. Развитие читательской грамотности на уроках истории. Исторический текст и современные технологии

Локоть Ю.С. Развитие читательской грамотности в деятельности учителя английского языка через использование современных технологий

Старова Ю.А. Работа с текстом в аспекте реализации дистанционного проекта «От понятия к тексту»

Секция 5. Аудитория 161

Успешные проекты для особых читателей

Ведущие:

доктор психологических наук Е.Л. Гончарова,

кандидат филологических наук Н.М. Курикалова

Порядок выступлений:

Гончарова Е.Л. Терминологическое введение в проблематику секции

Курикалова Н.М., Лебедева Е.В. О читательском развитии детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений

Либлинг М.М. Методика обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) чтению путём создания «Личного букваря»

Кукушкина О.И. Текстовый редактор как инструмент развития письменной речи детей с ОВЗ

Красильникова О.А. Участие студентов в образовательном проекте для слабослышащих учащихся «Как хорошо уметь читать!»

Кукушкин И.И. Электронная библиотека «Культурно-историческая дефектология» в помощь специалистам, включающимся в работу с особыми детьми

Суворова В.М. Современная библиотека для слепых

Курикалова Н.М., Арбузова И.В. Организация досугового чтения детей, находящихся на длительном лечении в стационарах медицинских учреждений

Хайдарпашич М.Р. Обучение грамоте слабослышащих школьников: общее и специфическое

Китик Е.Е. Согласование задач в области развития речи и читательской компетентности детей с общим недоразвитием речи третьего–четвёртого года жизни

17.00-17.30

Перерыв, кофе, чай

17.30-18.30

Концертный зал

Лекция приглашённого гостя и её обсуждение

Титов В.Б., доктор педагогических наук, профессор кафедры военной акмеологии и кибернетикиВоенной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого

Чтение и «чтиво» в Интернете

18.30-19.00

Подведение итогов двух дней работы конференции, резюме руководителей секций

19.00-19.40

Фуршет

8 апреля

Здание Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва (ул. Саморы Машела, д.1)

Модератор программы – кандидат филологических наук Н.М. Курикалова

 

09.30-10.00

Регистрация

 

10.00-10.15

Открытие третьего дня конференции

Приветствие доктора исторических наук С.В. Шарикова, руководителя проекта «УчимЗнаем»

 

10.15-11.00

Доклад

Гончарова Е.Л.

Дифференцированный подход к диагностике, предупреждению и коррекции нарушений развития читательской компетентности у детей с ОВЗ

 

11.00-12.00

Практическое занятие

Сметанникова Н.Н.

Использование стратегии «Проверочный лист» в работе с учебными текстами

 

12.00-12.15

Перерыв, кофе, чай

 

12.15-13.15

Параллельные мастер-классы

Дневник читателя-исследователя: по книге С. Лавровой «Потешные прогулки по Уралу»

Ведущие – Т.А. Булавина, директор МБОУ «СШ № 25» (ЗАТО Свободный), Н.И. Захарова, заместитель директора

«Семейное чтение» по роману Гэри Шмидта «Беда» с применением технологии РАФТ

Ведущий – О.Л. Знаменская, учитель русского языка и литературы ЧОУ СОШ «Личность» (Новороссийск)

13.15-13.30

Подведение итогов